?

Log in

No account? Create an account

rostov_don


Ростовское городское сообщество

Кто в Ростове не бывал, тот Ростова не видал (Денис Солодков)


Previous Entry Share Next Entry
Зачерствел
kerrangjke wrote in rostov_don
Обзор заброшенного советского элеватора близ понтонного моста на Зелёный остров, а также давно прекратившего производство Мукомольного завода №2 с более чем вековой историей.




Совсем недавно довелось побывать на одной интересной экскурсии от местного клуба Танаис, который решил провести мероприятие из серии индустриального туризма. Подобное у них практикуется не в первый раз и кстати, посещение обувной фабрики Микояна (о ней писал недавно обзор) было как раз вместе с ними. В обоих случаях, я не сильно горел желанием участвовать во всём этом. Причин было много: тратить время на объекты, которые и так вдоль и поперёк уже осмотрел ещё лет 5 назад; плата за участие; малая интересность мест к настоящему времени (всё уже попилено, разрушено) и так далее. Но с другой стороны, хорошая возможность в кой-то веке посетить объекты не под покровом ночи, не в беготне и скрываясь от охраны, а спокойно изучить то или иное место. Решено - едем!



В самом начале нам провели общую вводную экскурсию. Было и про дореволюционные времена в этих местах, про ВОВ и бои за остров, первый подземный переход города, ну и конечно, о самих предприятиях, которые сейчас будем осматривать. Ничего уникального и нового лично я не услышал, всё это имеется в интернете. Скажу даже больше, что организаторы взяли информацию и описание с моего старого блога о Мукомольном заводе №2, бонусом распечатав фотографии с него, так как почти 90% того, что успел запечатлеть, к настоящему моменту спилено или вернее будет сказать - спизжено. В общем, приятно, однако, что хоть кому-то пригодилось.



Мероприятие было официальным, по договорённости с собственником, поэтому возле нас появился дядя охранник, который открыл ворота и впустил на территорию элеватора. Необычные ощущения, когда находишься на том объекте, по которому бегал из кустов в кусты, прятался от этого же охранника и пытался сделать хоть какие-нибудь кадры. Теперь же можно никуда не торопиться и фоткать хоть до посинения.



Приятным сюрпризом были вот эти два человека из прошлого. Они рассказали историю сражений за Зелёный остров и прилегающую территорию, а также показали оружие и экипировку тех времён.



Выслушав весь рассказ, группе предложили подержать в руках винтовки, пофоткаться с ними на память и так далее. Вся масса ринулась в их сторону, но мне интересней было поизучать территорию. Девушкам и простым обывателям было самое то, что аж очередь выстраивалась за ППШа.

 Очередей же к данному агрегату не было, поэтому обошёл его вокруг по несколько раз. Видимо, с его помощью велась погрузка (ссыпка) зерна на корабли и прочее, что подходило к элеватору по Дону.



Удивил счётчик, который скорее всего показывал количество зерна (хз в чём измеряется, не запомнил) и который замер на какой-то совсем мизерной цифре. Неужто совсем не успел поработать?



Увы, отделяться от группы далеко нельзя, поэтому пока довольствуюсь тем, что вижу вокруг. Вижу красоту мёртвого гиганта:



Очередной способ транспортировки зерна к берегу, уже с помощью конвейера в надземном тоннеле:





Тем временем солдатики скомандовали завязывать с фотосессиями, поэтому решил подойти и сделать пару кадров, когда всё оружие уже на месте и рядом нет зевак.



Нас собрали на полянке близ весовой и продолжили исторический очерк данной территории. Вернее даже не исторический, а больше технический.



Пока мозг впитывал рассказ экскурсовода, глаза то и дело видели интересный ракурс. Я не фотограф, но иногда даже самому себе нравятся некоторые сделанные фотокарточки.



Кстати, о техническом описании и истории. Информативная схема что и как называется:



А также старые карты города, где есть отметка и про Мукомол, который тогда был ещё паровой мельницей:



Более подробно рассказывать не стану, так как уже делал это в прошлом обзоре. Сейчас пройдём под силосные корпуса:



Здесь всем нам дали время и волю на самостоятельное изучение, фотки и так далее.



В бетонной коробке все изрядно подмёрзли, поэтому мы вышли обратно на солнышко, а затем и к самому главному:



Эх, когда-то надо было бегать, прятаться, карабкаться по внешним лестницам... Сейчас взял и спокойно зашёл. Ощущение, будто у себя дома!)



Увы, время даёт о себе знать на любом объекте. Порой места стоят нетронутыми лишь несколько дней, некоторые держатся годами. Наш элеватор был закрыт больше 15 лет назад и дербанился всеми подряд, несмотря на охрану. Школьники, черметчики, мародёры... Все они внесли лепту в разрушение объекта.



Хотя если говорить про охрану, то один человек физически не может смотреть за двумя отдельными огромными территориями, которые разделены железной дорогой. Пока он делает обход на элеваторе, с Мукомола можно вывозить КАМАЗами... Этим мы и пользовались когда-то, ну в плане полазок, конечно.



Вид сверху в сторону бывшего завода Красный Аксай. Всё, канул в лету - теперь это ЖК Красный Аксай. Кощунство во всём: от сноса предприятия, до названия ЖК.





Наш элеватор и Мукомольный завод ещё не превратились в стройку лишь чудом, которое скоро закончится. Единственная преграда - действующая железная дорога, идущая в порт. Когда порт перенесут, а ж\д разберут, тут же найдётся покупатель этих территорий (цена, кстати, заоблачная), а затем классика жанра. Так уходит история.



Масложировой завод давно превратился в пыль. Каких-то 5-6 лет назад я лазал по нему, удивлялся уникальным станкам, истории предприятия...



Всё под ноль. Под ноль судьбы рабочих, под ноль промышленность.



К сожалению, с данных территорий у меня пока имеется лишь несколько обзоров: про элеватор и частично цеха ЗАО Рабочий, про Мукомольный завод и немного микса из прилегающих построек. На компе до сих пор пылятся тысячи фоток со всего остального, что уже исчезло с лица земли. Ничего, когда-нибудь доберусь.



Продолжение тут: https://kerrangjke.livejournal.com/122108.html



Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.