kerrangjke (kerrangjke) wrote in rostov_don,
kerrangjke
kerrangjke
rostov_don

Categories:

Замок истории

Обзор относительно нового Донского военно-исторического музея расположенного в хуторе Недвиговка. Посмотрим на экспонаты, прогуляемся по территории и вспомним историю той или иной экспозиции представленной здесь.




В данный музей пытался попасть несколько раз, но мне всё время отказывали в этом, так как на тот момент он ещё не был официально открыт (как помню - у хозяина музея были проблемы с оформлением, причём со стороны администрации, которая никак не хотела давать разрешение). Однако, периодически пропускали некоторых журналистов, реконструкторов, фотографов и прочих личностей, но "человека с улицы", то есть меня - нет. Прошло несколько лет, уже успел позабыть об этом месте, как в Инстаграме выскочила реклама, в которой указывалось - день открытых дверей, ждём гостей! Я был рад этой новости, но смущало только то, что цена составляла в районе 200 рублей, при условии, что это с большой скидкой, так как потом будет в 3-4 раза дороже. Интересно - за что же такие деньги? Сейчас попробуем узнать.



Для справки: в 2006 году в Ростовской области был зарегистрирован Донской Военно-исторический музей. При создании этой организации руководствовались следующими целями и задачами: пропаганда идей военной истории, участие в военно-патриотической деятельности, направленной на воспитание подрастающего поколения, освещение роли армии в жизни Советского и Российского государств, участия Северо-Кавказского военного округа в Великой Отечественной войне, помощь ветеранам войны, действующим частям и подразделениям СКВО. Музей проводит реконструкции событий Великой Отечественной войны, собирая под своим началом представителей многих профессий и социальных слоев. Снимаются историко-публицистические фильмы. Наиболее известные из них - Февраль 43. Освобождение Ростова, Прорыв Миус-фронта, Щит и Меч Отечества были показаны по каналам областного телевидения. Территориально музей расположен в хуторе Недвиговка, рядом с музеем Танаис. Экспозиция включает в себя открытую площадку, где выставлены макеты танков Второй мировой войны, автомобильной техники, и крытых ангаров, где представлены макеты пушек и ММГ стрелкового оружия. Энтузиасты военно-исторических клубов и работники музея принимали участие в проведении различных культурно-массовых и зрелищных мероприятий: юбилеях и годовщинах Победы в Великой Отечественной войне, праздновании дат частей СКВО, днях освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков, вели поисковую деятельность.



Ещё до знакомства с музеем успел начитаться отзывов о том, что здесь мало оригиналов и в основном это копии на советских шасси - с посылом, что каждый может такое своять и ничего уникального нет. Как понимаю, это уже придирались знатоки, а мне, как простому обывателю, который интересуется военной техникой лишь поверхностно, сложно было это различить. Да и зачем? Нигде не увидел информации о том, что они претендуют на оригиналы, цель ведь совсем другая, как можно прочесть из справки.



Как только прошёл на территорию замка (музей выглядит именно так) - почти сразу упёрся в Т-34-85. Танк Т-34-85 был поставлен на производство зимой 1943-1944 гг. Он вооружался 85-мм пушкой, установленной в литой башне, первоначально разрабатывавшейся для тяжелого танка КВ-85. База танка почти не изменилась по сравнению с Т-34-76. Увеличенная башня вмещала трех членов экипажа, так что командир наконец был освобожден от посторонних функций и мог полностью сосредоточиться на своих основных обязанностях по руководству действиями экипажа. Широкие гусеницы позволяли машине двигаться по любому грунту, включая раскисшую грязь и снег, допуская действия в условиях, непроходимых для германских танков. После окончания войны составлял основу танковых войск Советской армии вплоть до середины 1950-х годов, когда он был сменён Т-54. Официально танк был снят с вооружения российской армии только в 1993 году. После войны Т-34-85 в значительных количествах поставлялся во многие страны мира и участвовал во множестве вооружённых конфликтов, включая Корейскую и Шестидневную войны и ряд других.

Рядом, но уже на земле, а не на постаменте, стоял Витязь, а точнее - бронеавтомобиль "Остин-Путиловец". В 1916 году в русской армии появились первые импортные бронеавтомобили. Самым распространенным среди них был английский "Остин". Однако у этой неплохой в целом машины выявились серьезные недостатки. К ним относились прогибание заднего моста при езде по пересеченной местности, в результате чего заедали полуоси и движение становилось невозможным. Броня "остинов" была слишком тонкой (4-5 мм), и ее с расстояния 200 м пробивала обычная винтовочная пуля. Две пулеметные башни, установленные рядом, мешали друг другу при стрельбе во фланг, а высокая крыша передней части корпуса мешала ведению огня вперед. Пришлось партиями отзывать с фронта на доработку. На них устанавливали 6-мм броневые листы, усиливали задние мосты. В конце концов Россия отказалась от иностранных броневиков. Закупали только шасси грузовых автомобилей, которые бронировались на Путиловском и Ижорском заводах. На шасси полуторатонного грузовика с усиленными рамой, задним мостом и рессорами монтировали корпус из ижорской стали толщиной 8 мм, который винтовочные пули не пробивали с любых дистанций. Для защиты экипажа от осколков изнутри броневик обтягивали сукном или войлоком. Низкие башни разместили по диагонали, что позволяло вести одновременно фланговый огонь из обоих "максимов". Кожухи пулеметов имели броневое прикрытие и соединялись шлангами с дополнительными водяными баками, расположенными под крышей башни. Такая система улучшила охлаждение стволов.



 Позже, когда уже собирался уезжать отсюда, на этом броневике появился Ленин с татухой на шее, который что-то рассказывал о революции. К этому всему ещё вернёмся, сейчас же хочу показать самое интересное - то, что хранится в крытых ангарах. Начнём по порядку. Sd.Kfz.222 - германский лёгкий бронеавтомобиль 1930-х годов.



 Разработан фирмой Eisenwerken Weserhütte в середине 1930-х годов на роль разведывательной или штабной машины. Серийное производство началось в 1937 году и продолжалось до февраля 1944 года, всего выпущено 989 бронеавтомобилей этого типа. Sd.Kfz.222 использовались германскими войсками на всём протяжении Второй мировой войны, 12 продано Китаю и 17 Болгарии.



Думаю, более подробную информацию вам будет не сложно найти в интернете самим. От меня лишь небольшая справка, дабы не перегружать обзор.



 БА-64 - легкий пулеметный бронеавтомобиль на базе ГАЗ-64, был первым отечественным бронеавтомобилем со всеми ведущими колесами, благодаря чему он успешно преодолевал на твердом грунте подъемы свыше 30 градусов, броды глубиной до 0,9 м и скользкие косогоры с уклоном до 18 градусов. Экипаж состоял из 2 человек. Водитель находился по центру машины, за ним располагался командир, он же стрелок-пулеметчик.



 Вооружение бронеавтомобиля состояло из одного пулемета ДТ. Не смотря на свой основной недостаток-малую огневую мощь, бронеавтомобили БА-64 успешно применялись при проведении десантных операций, разведрейдов, для сопровождения и боевого охранения пехотных подразделений. Особенно удачным оказалось применение БА-64 в уличных боях, где важным фактором была возможность вести стрельбу по верхним этажам зданий. Весной 1943 года бронеавтомобиль модернизировали: улучшили его поперечную устойчивость, увеличили мощность двигателя и усилили переднюю подвеску. Модернизированный бронеавтомобиль получил обозначение БА-64Б. Серийные бронеавтомобили типа БА-64 отличались простотой устройства, надежностью в боевом применении, неприхотливостью в эксплуатации и заслуженно пользовались доверием у воинов Красной Армии в период Великой Отечественной войны. Их по праву называют оружием Победы. Всего за период с 1942 по 1946 г. Горьковский автозавод выпустил 3901 бронеавтомобиль БА-64 и 5209-БА-64Б.



 ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б - советские военные полноприводные легковые автомобили с упрощенным открытым кузовом, имевшем вырезы вместо дверей. Представляли собой дальнейшую модернизацию модели ГАЗ-64. Как и она созданы под руководством ведущего конструктора В. А. Грачёва на базе агрегатов ГАЗ-М1.



 ГАЗ-67Б широко использовался как штабной и разведывательный автомобиль, перевозчик пехоты и раненых, а также как лёгкий артиллеристский тягач. С учетом технологических и экономических факторов в годы войны это был оптимальный легковой армейский автомобиль. Надежный, устойчиво работающий на низкокачественных горюче-смазочных материалах, выдерживал значительные перегрузки и отрабатывал заданный срок службы. За годы войны было изготовлено 5250 экземпляров ГАЗ- 67 и ГАЗ-67Б, ставших наряду с американскими джипами стандартными командирскими машинами Красной Армии.



Завершаем первую "линию" экспонатов:



 GMC CCKW-352/353, он же "Джимми", самый массовый военный грузовик Второй мировой. Первая серийная модель этого класса появилась в 1940 году. Это был грузовик ОМС ACKWX-353. В том же 1940 году появилась еще одна модель - GMC CCKWX-353. На первых серийных грузовиках использовались клепаная кабина из металлических заготовок, полученных штамповкой и горячей вытяжкой листа. Ее форма доставалась в наследство от коммерческой модели GMC, отличаясь лишь в деталях, подобно поднимающемуся ветровому стеклу и, позже, люку на крыше. Через этот люк можно было вести огонь из пулемета, для крепления которого на крыше монтировался кольцевой станок.



 С июля 1943 года металлические кабины были заменены брезентовыми, с матерчатыми дверями и боковыми окнами из прозрачного пластика. Такая кабина по сравнению с металлической имела два серьезных преимущества - во первых, она уменьшала потребление дефицитного металла, во-вторых, уменьшала полную высоту и объем машины, что было важно при транспортировке морскими судами. Но в условиях Русской зимы матерчатые кабины "ленд-лизовых" грузовиков вызывали обоснованные нарекания. Мощность 94 л.с., скорость 72 км/ч. Хотя официальная грузоподъемность составляла 2.5 тонны, Главное автомобильное управление Красной армии разрешало эксплуатировать GMC и "Студебеккеры" с нагрузкой до 4 тонн. По лендлизу в СССР было было поставлено 6700 GMC CCKW-353. В Красной Армии CCKW-353 использовали для транспортировки и перевозки боеприпасов, личного состава, арт систем, а так же на них монтировали реактивные минометы БМ-13.



 ЗиС-5 - это глубокая модернизация грузовика АМО-3. ЗиС-5 поставили на конвейер без предварительной сборки опытного экземпляра 1 октября 1933 года, и, по воспоминаниям современников, все сразу же пошло гладко, без сбоев. Новый автомобиль удалось запустить в серию в кратчайшие сроки. Конструкция машины была классической - лонжеронная рама, полуэллиптические рессоры, передний мост несколько сдвинут вперед. Кабина - прямоугольная, деревянная, обитая жестью. Привод тормозов - механический, двигатель - шестицилиндровый мощностью 73 л.с.. Грузовик хорошо себя зарекомендовал на бездорожье, быстро завоевал репутацию неприхотливой и надежной техники.



 Грузили на ЗиС-5, как правило, четыре-пять тонн, хотя рассчитан он был на три. И перевозил он груз спокойно, без надрыва. Популярными "трехтонки" были и в Красной Армии, где к июню 1941 года их насчитывалось 104 тысячи. С началом Великий Отечественной войны потребность в ЗиС-5 резко возросла - в первую очередь потому, что он мог служить тягачом полковых и дивизионных пушек. С июня 1942 года с заводского конвейера стали сходить "трехтонки" в упрощенном варианте военного времени - модели ЗиС-5В (индекс "В" как раз обозначает, что это "военная" модель). В послевоенные годы демобилизованная "трехтонка" освоила множество гражданских специальностей. В эксплуатации они находились до середины семидесятых годов.



"Пробелы" между рядами техники заполняют вот такие экспозиции, которых пока что мало, но выглядят вполне себе в тему и очень даже хорошо. Надеюсь, сделают подобное и в других частях музея.



Пожалуй, плавно перейдём к самому интересному. Начнём с АТ-П (артиллерийский тягач полубронированный) - советский лёгкий полубронированный гусеничный артиллерийский тягач периода 1950-60-х годов. Был разработан в ОКБ Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ) в 1951-1952 годах и предназначался на роль лёгкого быстроходного тягача переднего края, подобного довоенному Т-20 Комсомолец.



 Серийное производство АТ-П осуществлялось ММЗ с 1954 по 1962 год, также на его базе был создан ряд специализированных боевых машин (Артиллерийский подвижной наблюдательный пункт - АПНП-1, АПНП-2). АТ-П активно применялся ВС СССР в 1950-х-1960-х годах, в основном для буксировки 85-мм противотанковой пушки, 100-мм полевой и противотанковой пушек, орудий дивизионной артиллерии, 57-мм зенитной пушки и 160-мм миномёта. Официально АТ-П был снят с вооружения ВС России лишь в 1998 году. В отличие от большинства советской бронетехники подобного класса, сведения о поставках АТ-П другим странам неизвестны, по имеющимся данным, по состоянию на 1976 год тягач состоял лишь на вооружении Советской армии.



Так как ЖЖ не пропускает пост с большим количеством текста и фотографий, то прошу в гости к себе, где имеется продолжение этого обзора и его вторая часть.

Часть 1: https://kerrangjke.livejournal.com/128692.html       Вторая часть: https://kerrangjke.livejournal.com/128886.html

Subscribe

  • Чо там на Особенной?

    Обещают 137 участков расселить в обмен на развязку?

  • Ищем творческих людей

    Театр "Трубадуры" и творческая мастерская "Открытый театр" начинают новый совместный проект и приглашают мужчин 18-45 лет…

  • куда дели rnd.ru ?

    я в курсе что ЭРТОС-АИСС погиб смертью президентского указа, а Дубина В.И. умер в этом году, но домен то географический! неужели никто не хочет взять…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments